Развитие ,

Запоминаем легко


Доброго времени суток всем! Предлагаю небольшое соревнование: найдите незнакомое стихотворение или отрывок прозы слов в 100-150 и попробуйте выучить и пересказать слово в слово. У меня на это ушло около часа, а у вас? Тоже с трудом даётся обычное задание для ученика средней школы?

Не пугайтесь, дело не в возрастных необратимых изменениях в мозге, до старческой амнезии нам ещё далеко. Просто память требует постоянной тренировки, развития, иначе однажды всё чаще будет подводить. Впрочем, сегодня поговорим не о нас, взрослых, а о наших детишках.

Их способность к запоминанию зависит не только от врождённых способностей, но и от грамотного самого первого и главного учителя – мамы. Развивать память нужно ещё с дошкольного возраста, ведь она – фундамент дальнейшей успешной учёбы в школе, вузе и важная составляющая социализации в обществе.

Не спешите искать в интернете заумные статьи о том, как вырастить ребёнка-индиго со сверхспособностями. Не мучайте ребёнка немыслимыми упражнениями. Всё гораздо проще. Вспомните курс психологии, который наверняка был у вас в институте. Какая ведущая деятельность у малышей? Правильно – игра. Через неё постигается вся окружающая действительность, все способности ребёнка раскрываются посредством игр.

Поэтому прежде чем ругать кроху, который ну никак не хочет запомнить простое четверостишие, предложите ему некоторые игры для развития памяти для детей. Поверьте, через некоторое время вы будете щёлкать длинные стихотворения как орешки, да и сложный параграф в учебнике ребёнку быстренько сдастся.

детская память

Такая разная память

Начнём с того, что видов памяти существует несколько. Назовите-ка некоторые из них. Ах, не помните? К вашей девичьей памяти, дорогие мамочки, мы ещё вернёмся и над ней тоже поработаем. Ну, а пока подскажу: зрительная, слуховая, ассоциативная, образная, двигательная, логическая и многие другие.

Так вот, у ребёнка с рождения есть способность к развитию всех видов памяти, и наша задача – максимально эти способности развить.

Не наставляя и мучая скучными упражнениями, а играючи. Больше лёгкости, позитива, и результат не заставит себя ждать. Само собой, при выборе игр нужно учитывать возраст и темперамент малыша. Кому-то больше подойдут подвижные игры, другим по душе будут спокойные интеллектуальные. Пробуйте все понемногу, и скоро некоторые игры станут любимыми, и результат не заставит себя ждать.

Переходим к практике

Малыши от 4 лет обожают прыгать-бегать и стоять «на ушах». Так направим эту неуёмную энергию в полезное русло.

«Делай, как я». Встаньте за спиной ребёнка и «слепите» из него какую-нибудь «морскую фигуру». Одну руку поставьте на пояс, другую отведите в сторону, колени в приседе, носочки разведены. Затем малыш по команде «вольно» может расслабиться, но через минуту должен воспроизвести «фигуру». Можно усложнить задачу: ребёнок повторяет все движения за взрослым. Сокращаем время,  делаем фигуры более замысловатыми, развиваем тем самым двигательную память.

«Магазин». Наверняка все вы помните эту игру из своего детства. Оказывается, она ещё и память развивает хорошо. Предложите ребёнку «купить» в воображаемом магазине красный мячик, фиолетовую мягкую лошадку, книжку-малышку и детскую расчёску. Любые предметы на ваше усмотрение. Малыш должен запомнить и по возможности выполнить ваш «заказ».

как развить детскую память

«По цепочке». Очень удобно играть дома. От ребёнка требует активизации внимания и слуховой памяти. Итак, придумываем задание: пойди туда, возьми то-то, положи туда-то. Например: возьми из шкафа носок красного цвета, отнеси в ванную, там помой ручки, зайди на кухню, выпей стакан воды, и потом можешь скушать конфетку, которая лежит в вазочке на столе. Пусть сладость станет поощрением за верно выполненные действия.

«Прогулки с заданиями». Гуляя с малышом, старайтесь привлекать его внимание к деталям. У дома стоит синяя машина, на магазине квадратная вывеска с огоньками, по пути мы встретили 5 прохожих с собачками на поводке и 3 кошки, гуляющих сами по себе. Придя домой, попросите ребёнка рассказать уличные зарисовки или же нарисовать увиденное. Скорее всего, он вас удивит и вспомнит даже гораздо больше, чем вы.

«Башенки». Играть в них можно с 3 до 6 лет, постепенно усложняя задачу. Для начала сделаем башенки. Для этого нам понадобится несколько спичечных коробков. Приклеиваем их один на другой, раскрашиваем. Желательно, чтоб башни получились разной этажности. Теперь задание: кладём мелкий предмет (пуговица, цветная скрепка, монетка) в одну из башенок, на любом «этаже», закрываем коробок. Теперь просим ребёнка вспомнить, где скрыт «клад». На втором уровне сложности берем уже два мелких предмета и прячем в разных башнях. На третьем (для старших дошколят) – усложним задачу тем, что прячем ещё больше предметов, но ответ нужно дать не сразу, а, к примеру, через полчаса. Очень полезно для развития долговременной зрительной памяти.

«Опиши игрушку». Подойдёт для детишек 5-7 лет. В течение одной-двух минут дайте ребёнку посмотреть на незнакомую игрушку, затем попросите подробно описать её. Такие задания хорошо развивают непроизвольную образную память.

«Потрогай и опиши». Складываем в льняной мешочек несколько разных предметов. Это могут быть игровые кубики, маленькие стеклянные или резиновые мячики, ластик, игрушки из «киндер-сюрприза», пёрышко и т.д. Попросите ребёнка поочерёдно трогать предметы, описывать их, а уж потом доставать из мешочка. Такое задание полезно для тактильной памяти и развития мышления.

игра для улучшения памяти

«А у бабушки в саду…». Хорошая игра для дальних поездок. Путешествуя в поезде или самолёте, предложите ребёнку сыграть в неё. Начинаете вы: «А у бабушки в саду созрели сливы». Ребёнок должен будет продолжить, повторив сначала ваше предложение: «…сливы и абрикосы». Затем снова вы, и так по цепочке. Это своеобразная вариация игры в «Снежный ком», когда в лагере или садике малыши стараются запомнить имена друг друга. Когда в саду «созреют» все ягоды и фрукты, можно сыграть по-другому. Например: «Я кладу в портфель…». И перечисляйте все учебные принадлежности, которые знаете. Малышу-дошкольнику в 5 лет такая игра будет отличным подспорьем в будущей учёбе.

«По парам». Относится к категории «логические игры». Называем ребёнку несколько пар слов, связанных по смыслу. К примеру, «лицо-рот», «груша-яблоко», «стол-ножки», «котлета-вилка». Затем называем лишь одно слово из пары, другое малыш должен вспомнить и подобрать самостоятельно. Кроме логики, здесь работает кратковременная слуховая память.

«Чего не хватает». Если дома есть доска для рисования фломастерами или мелом – чудесно, хотя подойдёт и обычный лист бумаги. Рисуем рожицу, специально «забывая» одну деталь. Ребёнок должен будет угадать, чего же не хватает. Потом его очередь, а угадываете вы. Можно нарисовать и домик, без окна или двери, и собачку без хвостика, и машину без фар. Тут уж насколько хватит вашей фантазии и энтузиазма.

«Профессии». Эту игру для старших дошколят отнесём к разделу – дидактические. В коробку складываем различные предметы, орудия труда, карточки с их изображениями, которые могли бы пригодиться людям разных профессий. Затем просим ребёнка вынимать по одной и рассказывать, кому подойдёт, к примеру: швейная иголка, молоток, шприц и пилюли, ножницы. Здесь не только отлично работает зрительная память, но и закрепляются знания о различных ремёслах.

игры для детей

Помните о режиме и питании

В 10 лет и старше ребёнок запоминает всё уже более осознанно, логическое мышление и память работают на «отлично».

Почаще читайте дома художественную литературу сверх учебной программы, просите вашу дочку или сына пересказать прочитанное в подробностях. Купите в магазине игры на развитие памяти, «Монополию» или «Эрудит». Поиграйте всей семьёй на досуге. Уверяю, ваше чадо вас легко обойдёт, ведь к этому возрасту его память уже хорошо натренирована.

Кстати о тренировках. Спорт очень способствует развитию у детей памяти. Почаще выбирайтесь на пробежки, запишите ребёнка в спортивную секцию. Физические упражнения активизируют работу мозга, а значит, и запоминать ваш спортсмен всё будет намного лучше.

Не забывайте и о правильном режиме дня и питании. Вообще, дорогие родители, старайтесь ничего не забывать и не упускать. В период становления вашего чада, как личности, ваши действия как направляющий вектор ведут ребёнка к самосовершенствованию, познанию, и, если хотите, к успешной и насыщенной взрослой жизни.

Всё запомнили? Или с вами тоже требуется провести игры на развитие памяти? А может, я, по-вашему, не рассказала о паре-тройке интересных и эффективных упражнений? Что ж, жду ваших подсказок и комментариев. До новых встреч!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *