Развитие

Детский лепет: развиваем речь малыша


И снова здравствуйте, мои хорошие! На повестке дня сегодня тема очень важная. Помните, как ваш малыш сказал первое «агу» и долгожданное «мама»? Детская речь с момента рождения и до школьного возраста претерпевает великую эволюцию, свидетелями которой являемся мы, родители. Развитие речи у ребёнка – показатель его становления как личности, прогресса в его мышлении.

Самый первый учитель русского языка своего крохи – это вы. Чувствуете ответственность? Поэтому сегодня предлагаю пройти этакий курс повышения квалификации. Ведь, чтобы знать, как учить, нужно представлять, как поэтапно развивается речь, что является нормой, а что отклонением от неё. Ну и советы и упражнения, думаю, тоже будут нелишними. Итак, начинаем педсовет.

От первого крика до первого слова

Речевое развитие малышей начинается уже с роддома. Первый крик, которым маленький оратор оповестил всех о своём рождении – уже хороший знак. Впоследствии он будет означать ещё и «я проголодался», «мне нужно поменять подгузник», «я хочу спать» и прочее. Противоположность недовольному кряхтению и крику – улыбка. Детки раннего возраста со 2-го месяца жизни начинают активно улыбаются и пытаются произносить звуки: «а», «э», «гы», «агу».

Это уже призыв к диалогу, ваше чадо ждёт реакции. Так не молчите, разговаривайте, и уже в полгодика вы услышите первые слоги. Робкие «па», «ба», «ма» затем станут полноценными «мама» и «папа». В этот период мамочке нужно как можно чаще чётко и внятно повторять слоги, читать малышу небольшие стишки и петь песенки.

В год, когда детки уже произносят первые словечки, важно поддерживать его словотворчество. Собачка говорит «гав-гав», паровозик гудит «ту-ту», барашек блеет «бее». Такие звукоподражания очень нравятся малютке. Не забывайте развивать речь и сказкой. Начните с самых коротеньких, читайте, а лучше рассказывайте по одной на ночь. Крохи слушают с замиранием, ловя каждое слово, а скоро будут и сами сочинять или пересказывать самые любимые свои сказки.

Играем и развиваем речь

Дальше – больше. Именно с года до двух длится первый этап речевого развития. Теперь разговаривать ваш кроха будет ещё активнее, словарный запас будет нарастать, как снежный ком. Всячески способствуйте этому. Комментируйте дома все свои действия, а также действия малыша. «Я сейчас пойду в ванную и включу стиральную машинку», «Машинка, которую ты держишь, грузовая, красного цвета», «Я открою шторы, и к нам заглянет солнышко».

развиваем речь

Старайтесь вовлекать своё чадо в диалог. Например, он показывает на игрушку и говорит: «Дай!». Вы прекрасно понимаете, какую именно он хочет, но намеренно протягиваете другую, соседнюю. Конечно, малыш возмутится. Спросите его: «Ты хотел поиграть с резиновой собачкой?» Он помотает головой. «С вот этим зелёным попугайчиком?» «Дай», — закивает малыш. Он обязательно запомнит ваши слова и в следующий раз попытается их произнести.

Очень действенны и игры для развития речи. Вспоминайте говорилочки из своего детства: «Идёт коза рогатая», «Гуси-гуси, га-га-га». Не одно поколение  малышей выросло и выучилось говорить первые слова и предложения именно на них. Сейчас в детских магазинах масса обучающих говорению игрушек, но психологи и педиатры сходятся во мнении, что лучше обычных бытовых предметов на развитие связной речи не влияет ничего.

Кастрюли, ложки, вёдра, кружки — пусть кроха их трогает, вертит в руках, а вы тем временем описывайте то, что он держит. На кухне обязательно давайте чаду покопаться в крупах (горох, рис, гречка). Моторика, которая при этом задействуется, влияет и на речь. Вообще, как утверждает психология — речь это не только язык, но и мыслительный процесс, движение, поэтому развивать нужно всё в комплексе.

Ура, мультики

У детей 2-3 лет (второй этап развития речи) уже формируется значение произносимых слов. Детки уже могут проследить синтаксические связи и понемногу говорят словосочетания и предложения. Иногда кроха путает ударения и гласные буквы в словах, по возможности поправляйте. Роль речи на этом этапе сложно переоценить. Малыш впервые пошёл в ясли, где стал больше общаться со сверстниками, учить песенки и стихи на утренники.

Дома можно и нужно включать крохе мультики, но не новомодные, а старые советские : «Козлёнок, который научился считать до 10», «Антошка», «Мы делили апельсин», «Дед Мороз и лето». Смотрите их вместе с ребёнком, наблюдайте за его эмоциями. Расспросите, что ему понравилось в мультфильме, какой герой запомнился и чем. После просмотра можно вылепить из пластилина того же козлёнка или деда Мороза.

На прогулке старайтесь замечать все мелочи: как набухают почки весной, какие большие сосульки вырастают на козырьке подъезда, какие птички прилетают в кормушку по соседству.

развитие

Используйте больше прилагательных, чтобы описывать предметы и явления, давайте яркие характеристики, вкладывайте эмоции в свой рассказ. Ваш кроха — самый благодарный и внимательный ваш  слушатель, и вскоре «отплатит» вам интересными рассказами собственного сочинения.

У ребёнка 4 лет начинается 3 этап речевого развития. Словарный запас ширится, малыш может более ясно изъясняться, использует сложные предложения. Вы уже лучше понимаете, что он хочет сказать,  не договаривайте за него. Он сам может объяснить, о чём думает, чего хочет. Речь детей дошкольного возраста — яркая, эмоциональная, живая. Чаще давайте крохе высказываться, внимательно выслушивайте. В 7 лет, то есть к моменту поступления в 1 класс, ваше чадо уже освоит грамматику и выучит ещё больше новых слов.

Есть ли отклонения

Многие мамы волнуются, когда их чадо говорит меньше других, хуже выговаривает буквы Не переживайте, это не всегда показатель нарушения развития речи. Тут ведь и темперамент, и уже формирующийся характер играет роль. Как правило до школы те или иные отклонения встречаются у большинства детей, примерно в 6 лет речь начинает выравниваться и становится похожей на взрослую, осмысленную, чёткую.

Если развитие и правда нарушено, это без труда выявит врач, причём гораздо раньше, еще на этапе первых «агу». Из-за чего чаще всего начинается ЗРР (задержка речевого развития)? Специалисты уверены, что всё идёт ещё с внутриутробного периода, а точнее — с патологии ЦНС. Страдает нервная система обычно из-за нехватки кислорода. Если речь нарушена заметно, то педиатр, невролог, дефектолог назначат комплекс мер, чтобы по максимуму разговорить ребёнка. Не ленитесь заниматься, если хотите, чтобы задержка речи не сопровождала вашего малыша до старшего возраста. Там начнётся переходный возраст и плохая речь спровоцирует массу комплексов.

О значении языкового развития

Надеюсь, вы осознаёте, что роль речи в становлении маленького человечка — это не только общение, коммуникация. Тут всё гораздо глубже. Это и осознание самого себя, как личности, развитие психики, памяти. Каждое своё действие, настроение, желание малыш будет облекать в слова, сначала мысленно, а затем и вслух.

Своя методика речевого развития есть и у воспитателей детского сада, куда ходит ваш кроха. Школьные учителя будут формировать речь письменную и устную уже на более высоком уровне. Ну а у нас, мамочек, свои методы: любить, разговаривать, играть с малышами. Если у ребёнка нет отклонений в плане здоровья, то рано или поздно он заговорит, залепечет, да так, что будете слушать его с утра и до ночи.

Кстати, а когда заговорил ваш малыш, какое первое слово сказал? А может уже лет в 5 вы сами сочиняете стихи и придумываете новые словечки? Поделитесь «перлами» ваших ораторов в комментариях, выскажите своё мнение по поводу сегодняшней публикации. Ну и, конечно, делитесь ею в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *